Открытая форма в диалектике «внемузыкального» и «музыкального» содержания
DOI:
https://doi.org/10.31318/2414-052x.2(39).2018.137145Ключові слова:
открытая форма аклассического типа, открытая форма классико-романтического типа, программность, жанр, функциональная организация музыкальной темы, функциональная логика музыкальной формыАнотація
Рассмотрены особенности изучения открытой формы в музыкальном искусстве, подчёркнута недостаточность исследования этого понятия в современном теоретическом музыкознании, а также необходимость его введения по отношению к музыкальным произведениям, не соответствующим канонам, «принятым» в данный историко-стилевой период, акцентируется на их содержательном и конструктивном новаторстве. Эстетическая ценность подобных образцов состоит не столько в результате «выполнения норматива», сколько вследствие его «нарушения». Выделены две композиционные разновидности открытой формы, терминологически определяемые как «открытая форма классико-романтического типа» и «открытая форма аклассического типа». Основное внимание сосредоточено на специфике внемузыкального и имманентно-музыкального содержания открытой формы первого типа. Её отличают: детерминированная нотация, стабильный музыкальный текст линейной природы, традиционные принципы развития – тождество и контраст, а также отграниченность музыкальной формы, представляющей собой внешне замкнутую (закрытую) форму с особыми функциональными взаимоотношениями, нетипичными для классико-романтических форм. Внемузыкальное содержание музыкальных произведений в открытой форме классико-романтического типа не ограничивается лишь отображением исключительно какой-либо конфликтной ситуации или спецификой художественного образа. Оно может быть представлено как авторское прочтение литературного первоисточника, как программное название произведения, а также как избранный композитором жанр. Имманентно-музыкальное содержание сконцентрировано в особой функциональной организации музыкальной темы и музыкальной формы, отличающейся значительным своеобразием при воплощении заключительной функции (terminus) либо «ситуацией» её отсутствия в форме.
Завантаження
Посилання
Bobrovskiy, V. P. (1978). Functional basis of musical form [Funktsionalnyie osnovyi muzyikalnoy formyi]: research. Moscow: Muzyika, 332 p. [in Russian].
Goryuhina, N. A. (1990). Open form [Otkrytaja forma]. E. A. Ruchevskaya (ed.) Form and style [Forma i stil]: collection of scientific papers in 2 vol, vol. 1. Leningrad: Izd. LOLGK, pp. 4–34 [in Russian].
Holopov, Yu. N. (2008). Introduction to the musical form [Vvedenie v muzyikalnuyu formu]. Moscow : MGK im. P. I. Chaykovskogo,. 432 p. [in Russian].
Ruchevskaya, E. A. (1998). Classical musical form [Klassicheskaya muzyikalnaya forma]. Sanct-Petersburg: Kompozitor, 268 p. [in Russian].
Scherbo, T. A. (1995) Genre situation in instrumental chamber music of the twentieth century [Zhanrovaya situatsiya v instrumentalnoy kamernoy muzyike 20 veka] Musical art of the twentieth century [Muzyikalnoe iskusstvo 20 veka], No. 2 Creative process. Artistic phenomena. Theoretical concepts [Tvorcheskiy protsess. Hudozhestvennyie yavleniya. Teoreticheskie kontseptsii]: scientific of Moscow opera publica Conservatory. Moscow, p. 66–84 [in Russian].
##submission.downloads##
Опубліковано
Як цитувати
Номер
Розділ
Ліцензія
Починаючи з червня 2025 року авторське право на публікацію залишається за авторами.
Автори можуть використовувати власні матеріали в інших виданнях за умови посилання на журнал «Часопис Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського» як на місце першої публікації.
Наш журнал дотримується авторських прав та дозволів CREATIVE COMMONS для журналів із відкритим доступом.
Автори, які публікуються в цьому журналі, погоджуються з такими умовами:
- автори лишають за собою право на авторство своєї роботи та передають журналу право першої публікації цієї роботи на умовах ліцензії Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License, яка дає змогу іншим особам вільно поширювати опубліковане дослідження з обов'язковим посиланням на авторів оригінальної роботи та першу публікацію роботи в цьому журналі;
- автори мають право укладати самостійні додаткові угоди щодо неексклюзивного розповсюдження роботи такою, якою її було опубліковано цим журналом (наприклад, розміщувати роботу в електронному сховищі установи або публікувати у складі монографії), за умови збереження посилання на першу публікацію роботи в цьому журналі.