Открытая форма в диалектике «внемузыкального» и «музыкального» содержания
DOI:
https://doi.org/10.31318/2414-052x.2(39).2018.137145Ключові слова:
открытая форма аклассического типа, открытая форма классико-романтического типа, программность, жанр, функциональная организация музыкальной темы, функциональная логика музыкальной формыАнотація
Рассмотрены особенности изучения открытой формы в музыкальном искусстве, подчёркнута недостаточность исследования этого понятия в современном теоретическом музыкознании, а также необходимость его введения по отношению к музыкальным произведениям, не соответствующим канонам, «принятым» в данный историко-стилевой период, акцентируется на их содержательном и конструктивном новаторстве. Эстетическая ценность подобных образцов состоит не столько в результате «выполнения норматива», сколько вследствие его «нарушения». Выделены две композиционные разновидности открытой формы, терминологически определяемые как «открытая форма классико-романтического типа» и «открытая форма аклассического типа». Основное внимание сосредоточено на специфике внемузыкального и имманентно-музыкального содержания открытой формы первого типа. Её отличают: детерминированная нотация, стабильный музыкальный текст линейной природы, традиционные принципы развития – тождество и контраст, а также отграниченность музыкальной формы, представляющей собой внешне замкнутую (закрытую) форму с особыми функциональными взаимоотношениями, нетипичными для классико-романтических форм. Внемузыкальное содержание музыкальных произведений в открытой форме классико-романтического типа не ограничивается лишь отображением исключительно какой-либо конфликтной ситуации или спецификой художественного образа. Оно может быть представлено как авторское прочтение литературного первоисточника, как программное название произведения, а также как избранный композитором жанр. Имманентно-музыкальное содержание сконцентрировано в особой функциональной организации музыкальной темы и музыкальной формы, отличающейся значительным своеобразием при воплощении заключительной функции (terminus) либо «ситуацией» её отсутствия в форме.
Посилання
Bobrovskiy, V. P. (1978). Functional basis of musical form [Funktsionalnyie osnovyi muzyikalnoy formyi]: research. Moscow: Muzyika, 332 p. [in Russian].
Goryuhina, N. A. (1990). Open form [Otkrytaja forma]. E. A. Ruchevskaya (ed.) Form and style [Forma i stil]: collection of scientific papers in 2 vol, vol. 1. Leningrad: Izd. LOLGK, pp. 4–34 [in Russian].
Holopov, Yu. N. (2008). Introduction to the musical form [Vvedenie v muzyikalnuyu formu]. Moscow : MGK im. P. I. Chaykovskogo,. 432 p. [in Russian].
Ruchevskaya, E. A. (1998). Classical musical form [Klassicheskaya muzyikalnaya forma]. Sanct-Petersburg: Kompozitor, 268 p. [in Russian].
Scherbo, T. A. (1995) Genre situation in instrumental chamber music of the twentieth century [Zhanrovaya situatsiya v instrumentalnoy kamernoy muzyike 20 veka] Musical art of the twentieth century [Muzyikalnoe iskusstvo 20 veka], No. 2 Creative process. Artistic phenomena. Theoretical concepts [Tvorcheskiy protsess. Hudozhestvennyie yavleniya. Teoreticheskie kontseptsii]: scientific of Moscow opera publica Conservatory. Moscow, p. 66–84 [in Russian].